Я не верую в дни и ночи
Вот периодически сидишь на берегу реки и ждешь, что вот сейчас, среди вселенского хаоса и прочего безобразия, внезапно явится бобро с огненным мечом и покарает осло. А на деле будет иначе, и на каждую хитровыкрученную энтропию найдется своя энтропия с закоулками, явится один паук и сожрет другого. Свершив тем самым благо, как и положено.
Идея, что пауков должно съедать только бобро и никак не другие пауки, есть идея мифопоэтическая, с реалом плохо связанная.
Также доставляет другая идея: если, мол, паук будет вести себя хорошо, то ни другой паук, ни тем паче бобро его не съедят, а оставят жить счастливо.
Зато самоназначение себя бобром - похоже, родовая традиция членистоногих. Всех.
Осознание себя не-бобром-но-членистоногим - это еще не гарантия, но уже претензия на вылет из отряда членистоногих. Как жрать-то тогда)
"Так и похудеть недолго" (с)
Причем совсем. И это очень большая жаль.
Но паучий аппетит в каком-то смысле и положительным действием обладает. Санитары мира, хоть и сильно неразборчивые в средствах.
Не, паучья взаимосанация - дело хорошее. Вопрос, для кого оно хорошее. И вообще их взаимоагрессия преувеличена, зверушки весьма корпоративные на самом деле.
Кстати.
И еще кстати - о реальном сотрудничестве и реальной коллективной охоте пауков на крупную добычу. Прорва аллюзий. -)
Могут, факт. Но ведь и не все и не всегда может идти по плану. Может и вне плана и в непредсказуемом направлении. Иногда и бабочка может дел натворить, не то что паук)
А вообще пауки славные звери, да. Позапрошлогодний красавчик, с фалангу большого пальца размером - без учета размаха лапок.
Обожаю паучьи уголки в зоопарках. -)
Но ведь и не все и не всегда может идти по плану. Может и вне плана и в непредсказуемом направлении.
Да и не все, что по паучьему плану, может нравиться ликвидируемым объектам. Или попавшим в число "допустимых потерь". Они же тоже в плане - усушки, утруски...
и куда же он подевается после этого, интересно?
Пойдет на корм следующему собрату?
а, то есть стороники
безальтернативности парадигмы перестройкинепременности победы бобра над ослом вовсе не против эскалации, так сказать, насилия, если это насилие направлено в нужную сторону, так?Условно говоря да. Фигня лишь в том, что за какую энтропию ни болей, болеешь все равно за энтропию, а не за бобро. Хотя приятнее было бы думать, что за бобро. А бобра-то и нет.
Правда, пауки ууумные. А страусам ум ни к чему. У них ноги.
И вообще думаю мысль насчет того, что агрессия хомо - это не утилизированные психикой/социумом инстинктивные, то бишь прошедшие эволюционный отбор и переведенные в автоматизмы, способы решения проблем. Когда они включаются, все более поздние поведенческие программы имеют свойство отключаться, и не потому, что они хуже, а потому, что их автозапуск еще не так хорошо отработан.
Рама-с-топором,
Вот периодически сидишь на берегу реки и ждешь, что вот сейчас, среди вселенского хаоса и прочего безобразия, внезапно явится бобро с огненным мечом и покарает осло.
это, насколько я понимаю, не цитата откудова-то, а итог твоих размышлений над природой бытия. то есть, у тебя есть четкое представление о том, кто у нас осло, а кто бобро. А дальше начинаются всякие интересные размышления, как было бы здорово, если бы ослы ели друг друга сами, а бобро музицировало бы в сторонке на лютне. Судя по тому, что позиция (конкретно моя) человека, не желающего, чтобы насилие как таковое оправдывалось благостью взаимопожирания ослов, названа страусиной, а также, что таковая идиома несет в себе четко выраженную и закрепленную речевой практикой отрицательную коннотацию, я делаю вывод, что мой подход к проблеме не то что не одобрен, а сразу агрессивно отвергнут. каковая агрессия, опять же, приводит меня к мысли, что собственная твоя позиция тебе безупречной не кажется и напрашивается на поддержку ввиду ее не совсем первой свежести, что и возвращает нас ко всяким цитатам из достоевского.
я, собственно, к тому говорю, что человек с такой позицией должен быть морально готов к тому, что сам однажды проплывет мимо чьих-то берегов трупом врага, не?
Это должен быть весьма даосский страус) Тогда да, есть смысл. Но крайне сложно не вовлекаться и до последнего отстаивать позицию непротивления злу насилием.
Я, например, за паучью кооперацию. В коллективно сплетенные сети можно много интересного наловить. Теоретически и бобро может в них оказаться
Кооперация вообще обнадеживающая штука)
Вот вроде бы не по-китайски пишу)
и в самом деле, не по-китайски
Любое зло в итоге работает на благо, это не я придумала и даже не Гете.
то есть зло существует в виде реальности, а добро - в виде абстракции, на которую еще нужно много потрудиться? а получатели зла и блага при этом не бывают одними и теми же людьми? или бывают? творить зло другим для блага себе - сюда же, или нет?
Добро существует в виде реальности. Вопрос в том, существует ли в виде реальности "добро с кулаками".
уже ничего не понимаю
- Вот периодически сидишь на берегу реки и ждешь, что вот сейчас, среди вселенского хаоса и прочего безобразия, внезапно явится бобро с огненным мечом и покарает осло. А на деле будет иначе...
- это, насколько я понимаю, не цитата откудова-то, а итог твоих размышлений над природой бытия. то есть, у тебя есть четкое представление о том, кто у нас осло, а кто бобро. А дальше начинаются всякие интересные размышления, как было бы здорово, если бы ослы ели друг друга сами, а бобро музицировало бы в сторонке на лютне.
Мне все показалось иначе до наоборот. Можно, скажу, как? По-моему, именно первая часть - изложение того, "как было бы здорово". Кабы бобро, абсолютное и безусловное, отнюдь не играло в сторонке на лютне, но, напротив, являлось бы с мечом наводить порядок. Только это не "природа бытия", а скорее природа наших детски-дихотомических ожиданий, итог ироничных самонаблюдений. Во второй части - не сослагательная мечта, но реалистический прогноз. Не "здорово бы, кабы", а "будет так". На самом деле бобра в картинке нету ни с мечом в центре событий, ни с лютней в сторонке. Оно в энтом пейзаже вообще отсутствует. Не помещается оно в террариуме с пауками. И благо итоговое будет не абсолютным торжеством тру-справедливости, явленной откудова-то свыше или сбоку, а всего лишь сбросом избыточного давления в резалте паучьей сшибки. И особого восторга Рамы этим прогнозом я не улавливаю.
Сорри, ежели что не так.
Он теряется и во многих других формулировках. Например, при описании антропогенеза или исторических событий на больших отрезках времени. Такая критическая зависимость смысла от формулировок наводит на мысль, что его, этого смысла, как реального объекта и нету вовсе. Он, кажется, создается нами, оценивается нами же и эмоционально окрашивается тоже нами. Наверное, он нам зачем-то нужен. А поскольку нас очень много, то и смыслов тьма-тьмущая. Часто взаимоисключающих. Один и тот же индивид для одних - доблестный воин, для других - тупой убийца. Тонкий философ или никчемный бездельник. Патриот или зомби. Гуманист или предатель. Нету Смысла с большой буквы Сэ. Вот в чем и печаль, и радость, причина большого горя и одновременно надежд. При таком раскладе только от нас зависит - станет ли этот смысл реальным и каким именно.
Все сказанное, наверное, можно отнести и к бобру.
На мой же личный взгляд, смысл индивидуальных (и групповых) различий проталкивается так агрессивно, что, может, не помешало бы уже, в противовес ему, сосредоточиться на смысле надиндивидуального сходства? Хоть бы и статистического али пищевого, если моральному индивидуализм мешает.
каждый сидит на своем берегу в ожидании мертвого вражеского груза и/или таким грузом плывет сам, и на могиле у него пишут что-нибудь матерное.
Во втором и третьем случае спрос уже не с груза, а в первом - по крайней мере можно выбрать, на каком берегу сидеть. Или встать и пойти. Куда-нибудь. На фронт, на митинг, на донорский пункт, в ближайшее посольство. Есть варианты. И никаких гарантий, что берег или направление выбраны верно и принесут индивидуальный успех. Жалобы бессмысленны.
Тогда что мы вообще здесь делаем?
Живем мы тут. И умираем, вестимо. Меня как индивида это тоже не слишком радует. Было бы, конечно, куда приятнее думать о себе как носителе некоего абсолюта, исполнителе некой высокой миссии, обладателе особой судьбы и т. п., но увы. А что делать.
Мой вопрос был - почему это мы, такие офигенные моралисты, допускаем гибель пусть даже пауков как условие осуществления блага?
Потому что "мы" не такие уж офигенные моралисты, как "нам" хотелось бы думать?
Насколько мне известно, распространена среди хомо тз, которая не просто допускает, но именно что считает непременным, первичным и базовым условием своего блага уничтожение условного "паука". Вот раздавим, мол, того, кто мешает нашему щастью, - и заживем. Не сами же мы себе мешаем, верно? Эту дикую мысль отвергает множество народу. С такой колокольни вопрос вообще не имеет смысла. Как не имеет смысла, скажем, претензия, как это мы допускаем существование во Вселенной реликтового излучения. Моралисты мы или нет, а оно есть. И желание пауков скушать друг дружку тоже есть.
В свете чего "допускание" превращается в чисто умственное моделирование ситуаций. То бишь в допускание мысленное, на реал никак не влияющее. И тут такой вопрос: если в реале бушует взаимоубийство, а я на своем бережку сижу себе и категорически сего "не допускаю", то кто я есть? Может, и не паук, но точно близко к страусу. -)
Главное - не путать допускание с одобрением. Это констатация. Пауки друг друга кушают, это биологический факт, неприятный мне как офигенному моралисту, но факт. Безотносительно последствий, ибо, на мой взгляд, то, что последует, "благом" будет далеко не для всех, имея в виду даже только выживших. Лично я предпочла бы выживание и кооперацию пауков. В том числе совместную ловлю смыслов и благ в общую паутину. Жаль, что пауки не спросили моего высокоморального мнения.
Ну а собственно благо тоже наступит независимо от предварительных условий. Кто-нибудь выживет, что-нибудь как-нибудь продолжится, и кто-нибудь непременно назовет это благом и, вполне возможно, даже бобром, посвятив ему высокодуховные героические эпосы и басни в назидание потомкам. Вот и все, имхо.
гы, странно) в сущности, именно таких взглядов я и придерживаюсь, но почему-то не могу узнать собственную философию в Ваших словах))
Ответ напрямую зависит от того, что именно нужно -
шашечки или ехатьсабж обсудить или поругаться?)